Подшипники скольжения

Как устроен подшипник скольжения?

Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника есть зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.


Трение в подшипниках скольжения бывает нескольких видов, которое зависит от сферы применения подшипников, окружной скорости цапфы, а также условий их эксплуатации:


• жидкостным, когда поверхности подшипника и валы разделены слоем жидкого смазочного материала, непосредственного контакта между этими поверхностями либо нет, либо он происходит на отдельных участках; 

• граничным – поверхности подшипника и вала соприкасаются полностью или на участках большой протяженности, а смазочный материал между ними в виде тонкой пленки;

• сухим – непосредственный контакт поверхностей подшипника и вала по всей длине или на участках большой протяженности, любой смазочный материал отсутствует;

 - газовым – поверхности подшипника и вала разделены слоем газа, трение между ними стремится к нулю. 

Подшипники скольжения имеют множество конструктивных типов, это различныен: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и другие.

Вид подшипника скольжения

 - шарнирный подшипник с поверхностью скольжения типа "металл-металл";


Вид подшипника скольжения

- типичный шарнирный подшипник с самосмазывающейся поверхностью.


Приемущества подшипников скольжения:


• допустима высокая скорость вращения;
• возможность работать в воде, при сильных вибрационных нагрузках;
• экономичны при больших диаметрах валов;
• возможность установки на коленчатых валах, где подшипник должен быть разъемным;
• допускают регулирование различного зазора и, следовательно, точную установку геометрической оси вала.


Недостатки подшипников скольжения:


• высокие потери на трение, как следствие , пониженный коэффициент полезного действия (0,95... 0,98);
• необходимость в непрерывном смазывании;
• неравномерный износ подшипника и цапфы;
• применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов;
• трудоемкость изготовления.

Разделяют несколько видов смазки у подшипников скольжения:


Сухая: 
• в наноструктурном состоянии,  в виде нанокомпозиционных покрытий и наноалмаза; 
• в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий; 
• в виде твердых и сверхтвердых покрытий из композитных материалов; 
• в виде чешуйчатых пленок; 
• в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца и т.д.; 
• в виде пленки из мягких металлов; 
• в виде самосмазывающихся композитов
• углерод; 
• различные полимеры;  
• жиры, мыло, воск; 
• керамика и металлокерамика. 

Жидкостная: 
• гидродинамическая смазка: толстослойная и эластогидродинамическая; 
• гидростатическая смазка; 
• смазка под высоким давлением. 

Тонкопленочная: 
• смешанная смазка или полужидкостная; 
• граничная смазка. 

Газовая: 
• газодинамическая смазка.

Возврат к списку